Игорь Демчев:
Мы предлагаем банкам-партнерам все то, что доступно нашим клиентам

Как повлиял на рынок процессинговых услуг запуск НСПК, заметил ли рынок кризис и как продолжится работа с банками-партнерами после интеграции в ВТБ, рассказал Игорь Демчев, начальник управления электронных продуктов для банков-агентов Банка Москвы.

CNews:Какие тенденции движут сегодня рынком процессинговых услуг?
Игорь Демчев:

На рынке существует с десяток компаний, которые предлагают только процессинговые услуги. Это авторизация и клиринг-обработка платежной информации с возможностью проведения расчетов расчетным банком, в зависимости от вида членства в тех или иных платежных системах банка-участника.

У Банка Москвы подход к обслуживанию банков-партнеров комплексный. Мы предоставляем и процессинговые услуги, и расчетные услуги с ведущими платежными системами VISA, MasterCard, Union Pay, УЭК (ПРО100) и НСПК. Предоставление расчетных, процессинговых и спонсорских услуг в режиме одного окна – это одно из наших важных конкурентных преимуществ. Все услуги реализуются по одному договору, в то время как в других банках-спонсорах для осуществления процессинга привлекаются независимые юридические лица. В таких условиях очень сложно четко разграничить обязанности и ответственность процессинговой компании и расчетного банка, и клиенту затруднительно найти ответы на возникающие «пограничные» вопросы.

Банк Москвы лишен этого недостатка. Банку-агенту предоставляется возможность по всем вопросам обращаться в одно окно – в управление электронных продуктов для банков-агентов, где у каждого банка есть выделенный куратор, ответственный за все возникающие вопросы и своевременное их разрешение. А у меня, как у руководителя этого подразделения, отсутствие рекламаций со стороны наших клиентов является одним из KPI.

В Европе и США существует иная схема предоставления процессинговых услуг. Банки передают эту работу на аутсорсинг процессинговым центрам, для которых предоставление процессинговых услуг является единственным профильным направлением бизнеса. Процессинговые компании вкладывают в инфраструктуру большие средства, имеют многолетнюю историю сотрудничества с ведущими банками, гарантируют качественную техническую поддержку – в общем, оказывают весь комплекс услуг, нехарактерных для банковского бизнеса.

В России исторически сложилась совершенно другая структура отношений между банками, основанная на истории конкурентной борьбы на рынке, желании каждого участника рынка минимизировать собственные риски и работать максимально автономно. Поэтому около 100 крупнейших банков России имеют собственные процессинги. Недавняя история с «Мастер-Банком» показала, насколько оказались уязвимы его клиенты, в том числе и банки. В то время как Банк Москвы является государственным гарантом проведения расчетов для своих контрагентов.

CNews:Как развивались процессинговые сервисы Банка Москвы?
Игорь Демчев:

Наличие собственного процессинга не только обеспечивает банку автономность, но и дает возможность предлагать эти услуги сторонним банкам. Банк Москвы является достаточно крупным и интересным игроком этого рынка.

Я пришел работать в Банк Москвы в январе 2011 года в Управление пластиковых карт в розничном бизнесе, а в 2012 году перешел в отдел по работе с банками-агентами. Тогда работа с банками-партнерами велась в формате отдела, входящего в состав процессингового центра. Штат отдела был минимальный. Услуги предоставлялись ординарные, а ресурсы для их расширения были крайне ограничены.

Первое, с чего я начал, — это донес до руководства идею о том, что направление процессинговых услуг для банков-партнеров имеет обоснованные перспективы, и его нужно развивать. Меня услышали. В результате было принято решение выделить этот бизнес в отдельное направление и предоставить достаточно большие возможности для развития. Развитие заключалось и в агрессивном привлечении банков на обслуживание, и в наращивании продуктовой линейки сервисов, связанных с карточным бизнесом. Потребовалось какое-то время, чтобы создать востребованный клиентами – физическими и юридическими лицами – набор карточных продуктов, сервисов и услуг. Параллельно мы занимались привлечением новых клиентов и собирали команду профессионалов, которые хотели и умели работать. Наверное, главным достижением является то, что нам удалось создать сплоченный коллектив, который любит свою работу, понимает нужды и чаяния клиентов и готов отстаивать их интересы.

Что касается конкретных показателей деятельности, то за точку отсчета можно взять 2012 год, когда, как я уже говорил, у этого бизнеса открылось второе дыхание, и он начал интенсивно развиваться. Итак, за последние 3 года нашими клиентами стали 18 новых банков. К сожалению, мы столкнулись и с жестокими реалиями нашего рынка – у части наших клиентов были отозваны лицензии, поэтому реально число обслуживаемых банков увеличилось с 35 в 2012 году до 45 в 2015 году, то есть на 30%.

Эмиссия карт банков выросла с 75 тыс. до 1,8 млн, то есть более чем в 20 раз. Остатки на счетах выросли на 44%, сеть терминалов и банкоматов выросла в 10 раз с 2,3 тысяч штук до 24 тысяч штук. Чистый комиссионный доход от этого направления бизнеса за три года вырос на 235%. Как я уже сказал, основное достижение – это создание профессиональной команды и выделение бизнеса с банками-партнерами в самостоятельное направления.

CNews:Как вы оцениваете позиции Банка Москвы на этом рынке?
Игорь Демчев:

К сожалению, оценить достаточно точно объемы, занимаемые Банком Москвы на рынке, проблематично. Игроки этого рынка не спешат делиться информацией об обслуживаемых клиентах. Мы можем оперировать только общими цифрами количества действующих банков-эмитентов или эквайреров, доступными в статистике Центрального банка. Исходя из этого, мы оцениваем, что Банк Москвы сегодня занимает около 10% рынка.

CNews:Каковы конкурентные преимущества Банка Москвы в этом направлении?
Игорь Демчев:

Мы предоставляем своим банкам-партнерам возможность воспользоваться сетью банкоматов группы ВТБ на льготных условиях, а это более 12 тысяч устройств.

Также мы предлагаем им те же карточные продукты, услуги и сервисы, которые доступны клиентам Банка Москвы. Это наш основной базовый принцип. Наши банки-партнеры одни из первых на рынке получили возможность эмиссии бесконтактных карт MasterCard PayPass. Также мы запустили для них возможность перевода с карты на карту как в банкоматах, так и через веб-интерфейс на сайтах банков. Реализован и широко используется многофункциональный он-лайн интерфейс к системам ДБО банков-партнеров.

Мы делимся с банками-партнерами межбанковской комиссией (interchange fee), получаемой от платежных систем. Это тоже важно, поскольку так поступают не все участники рынка.

Мы очень гибко подходим к тарифицированию своих услуг, и предлагаем банкам-партнерам несколько вариантов тарифных планов, основанных либо на имеющихся оборотах, либо на аргументированных бизнес-планах, либо дифференцированный подход, в рамках которого тариф меняется ступенчато.

Также мы поддерживаем использование сценариев в банкоматах банка-партнера, аналогичного сценарию Банка Москвы. Это означает, что их клиентам доступны все те сервисы, которые может получить клиент Банка Москвы в своем банкомате. Среди этих сервисов – возможность оплаты более 450 наименований услуг, а также уникальные предложения, которые доступны только клиентам Банка Москвы.

Банкам, нацеленным на развитие эквайринга, мы предлагаем обслуживание карт платежных систем VISA, MasterCard, Union Pay, Union Card. В прошлом году к этому списку добавилась и платежная система УЭК (ПРО100).

Мы уделяем большое внимание популяризации и развитию интернет-эквайринга, считаем это направление очень перспективным. Сегодня этот рынок растет на 40% в год, несмотря ни на какие санкционные риски и кризисные явления в экономике. И мы стараемся доносить до банков-партнеров все возможности, которые открывает перед ними этот сегмент. Понятно, что банки-агенты сталкиваются с определенными трудностями, связанными скорее с недостаточной квалификацией сотрудников или с необходимостью приема на работу профильных специалистов, без которых, к сожалению, развивать это направление не представляется возможным. Со своей стороны мы делимся информацией, проводим обучение и берем на себя роль провайдера этой услуги, выполняя работы «под ключ», предоставляя возможность банкирам заниматься своей основной деятельностью.

CNews:В качестве основного преимущества вы упомянули комплексное обслуживание. Но не все клиенты в нем нуждаются. Есть ли у вас статистика, сколько ваших клиентов выбрали именно комплексное обслуживание?
Игорь Демчев:

У банков есть выбор, заниматься эмиссией или заниматься эквайрингом, либо и тем, и другим. Единожды заключив с нами договор, они используют те его условия, которые им необходимы для развития бизнеса. Среди наших клиентов есть и сугубо эквайринговые банки, их не так много, и те, кто работает с двумя процессингами, чтобы диверсифицировать риски. Хочу отметить, что за 4 года моей работы в Банке Москвы ни один наш банк-партнер не сменил спонсора. Это тоже очень важный показатель того, что наши клиенты довольны обслуживанием.

CNews:Расскажите подробнее о том, какую роль сыграл «Банк Москвы» в поддержке клиентов «Мастер-Банка».
Игорь Демчев:

В ноябре 2013 г. была отозвана лицензия у «Мастер-Банка», который обслуживал свыше 150 банков-агентов. Банк Москвы предложил процессинговое обслуживание некоторым из этих банков. В 2014 г. мы привлекли 12 новых банков, из них 7 пришли к нам от «Мастер-Банка».

Почему они выбрали именно наши процессинговые услуги? Думаю, ключевым фактором при выборе банка-спонсора является простота интеграции с его процессинговой платформой АБС или специализированного карточного модуля банка-партнера. Мы работаем на процессинговой системе Openway, том же решении, которое использовалось в «Мастер-банке». В истории с «Мастер-Банком» его клиенты оказались еще и в жестких временных рамках – на начальном этапе расчеты взял на себя «Сбербанк», но при этом он жестко регламентировал срок, когда они должны будут переключиться на другие процессинги.

Мы, в свою очередь, в кратчайшие сроки подготовили все необходимое для того, чтобы сделать выгодное предложение пострадавшим банкам. Конечно, среди них были лишь те, кто удовлетворяет нашим комплайнс-требованиям. В итоге мы сделали невозможное – в рекордно короткие сроки перевели 12 банков. Для сравнения: в 2012 году мы подключили 2 банка.

CNews:Как сказываются на этом рынке текущие экономические условия?
Игорь Демчев:

Как я уже сказал, направление торгового эквайринга стабильно растет, невзирая ни на какие внешнеполитические или внутриэкономические факторы. Что касается розничного бизнеса банков-агентов, то здесь изменения чувствуются. Поскольку процессинговый бизнес направлен в основном на обслуживание физических лиц и лишь частично корпоративных, изменения очевидны. Максимально комфортно и стабильно чувствуют себя банки, ориентированные на зарплатные проекты. Если зарплатный портфель превалирует над розничным, то риски изменения рыночной конъюнктуры или внешних воздействий минимальны. Банки, которые активно занимались потребительским кредитованием и микрокредитованием, находятся в значительно более сложной ситуации. В целом, по итогам первого квартала наше направление показывает рост.

В прошлом году мы провели первую конференцию для банков-партнеров. Мы пригласили на нее представителей платежных систем, ведущих компаний-вендоров, поставщиков ИТ-решений, оборудования, представили все инновации, которые существовали на рынке платежных технологий на тот момент. В этом году мы столкнулись уже с другими реалиями. К сожалению, инвестиции в новые технологии отложены до лучших времен. Основная задача всех банков – оптимизировать расходы и развивать направления, приносящие сегодня максимальный доход. И конечно, удержаться наплаву, а еще лучше прирастать новыми продуктами, востребованными в современных условиях. Поэтому в этом году мы пригласили на очередную конференцию представителей 5 платежных систем - Visa, MasterCard, Union Pay, УЭК и НСПК. Они рассказали об актуальных направлениях развития бизнеса, перспективных клиентских сегментах, новых рисках и новых возможностях.

Огромный интерес вызвал рассказ представителя НСПК Олега Тишакова о планах построения Национальной платежной системы в 2015 году и перспективах на следующий год.

Наша конференция дала банкам возможность совместить приятное с полезным: встретиться, пообщаться, послушать выступления представителей платежных систем, решить, в каком направлении и как дальше развивать бизнес.

CNews:Как изменится рынок процессинга в связи с созданием Национальной платежной системы (НСПК)?
Игорь Демчев:

В соответствии с поправками в 161 ФЗ теперь банки-принципалы должны выстраивать прямые отношения с НСПК — единым национальным процессинговым центром. Таким образом, все российские банки на определенных договорных условиях открывают свои банкоматные и терминальные сети другим российским участникам рынка. Основная причина появления такого всероссийского процессинга – необходимость замкнуть на него весь транзакционный поток внутренних операций по картам международных платежных систем. То есть перенести на территорию России тот самый «рубильник», который сработал в начале прошлого года для некоторых банков, попавших под санкции.

На текущий момент НСПК является вторым процессингом для VISA и MasterCard. При ее создании Центральным банком ставилась задача, во-первых, обеспечить контроль за проведением всех операций и расчетов по картам международных платежных систем на территории Российской Федерации. А во-вторых, сделать это с минимальным влиянием на участников рынка, на привычные им технологии и схемы расчетов. Обе эти задачи уже выполнены.

НСПК уже приступил к реализации второго шага — в стране создается собственная платежная система, альтернатива VISA и MasterCard — для того, чтобы российские банки могли работать независимо от глобальных международных платежных систем, на условиях, выработанных самим банковским сообществом. Одним из этапов этого процесса будет возможность выпускать кобрендинговые карты, на которых размещается логотип международной платежной системы и логотип НСПК. Внутри России эта карта будет работать по правилам НСПК, а за рубежом — по правилам VISA или MasterCard.

Аналоги такого решения в мире есть. Например, так функционирует China Union Pay – китайская платежная система. На территории Китая по кобрендинговым картам процессинг осуществляет China Union Pay, а за рубежом – VISA. В 2012 году China Union Pay создала дочку Union Pay International (UPI), которая проводит экспансию китайской платежной системы по всему миру. Например, в России Union Pay International активно предлагает банкам начать эмиссию карт. В ноябре 2014 Банк Москвы получил статус принципиального участника UPI и реализует проект по организации выпуска карт.

CNews:Как будет организован процессинг карт после объединения Банка Москвы с ВТБ?
Игорь Демчев:

Сейчас в банках группы ВТБ созданы рабочие группы по выработке оптимальных решений интеграции. Основной принцип, на котором будет строиться интеграция, – провести ее с наименьшим негативным влиянием на клиентов. Мы должны избежать потери клиентов, ухудшения для них финансовых условий обслуживания и снижения качества предоставления процессинговых услуг.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | Мобильная версия | Подписка на новости  | RSS