Сергей Меднов:
Цифровые продукты Банка Москвы универсальны и найдут применение в ВТБ

На пороге интеграции в ВТБ Сергей Меднов, член правления Банка Москвы, рассказал о цифровых продуктах банка и перспективах, которые их ждут после объединения.

CNews: Вы пришли в Банк Москвы из «Альфа-Банка» два с половиной года назад. Подводя итог, что вы считаете главными достижениями своей команды?
Сергей Меднов:

 Прежде всего, это изменение отношения к ИТ внутри банка. Если в блок электронного бизнеса два с половиной года назад пришло много новых людей, то команда ИТ почти вся сохранилась в прежнем составе. Сами системы были построены очень правильно. Мы их развивали, но ничего радикально не меняли.

Что мы действительно изменили, так это работу с бизнес-заказчиками. Каждая бизнес-линия получила своего, скажем так, аккаунт-менеджера, который собирает все задачи и распределяет их между исполнителями. И вот этот баланс ресурсов, которые ИТ выделяет для бизнес-задач, и собственно пула самих задач, позволил создать атмосферу доверия между заказчиками и технологическим блоком. За счет такого единения появилось чувство совместной работы, нацеленности всей команды на результат. Результат самим бизнесом стал совершенно по-другому оцениваться. Блок ИТ воспринимается сейчас как прозрачная структура. Бизнес-заказчику, понятно, что и когда будет сделано и чем обоснованы такие сроки. Это самое большое достижение, на мой взгляд. 

Безусловно, было много интересных ИТ-проектов, которыми можно гордиться. Например, мы внедрили систему «Кредитная дорога», которая практически полностью изменила процесс выдачи кредитов среднему и малому бизнесу. Мы сравниваем себя с другими банками в группе и на рынке и видим, что некоторых мы превосходим по эффективности в несколько раз. При сравнимых объемах клиентов и операций мы имеем раза в три меньше персонала, благодаря тому, что качество и уровень автоматизации существенно выше, чем в среднем по рынку и даже в группе. Это и позволило розничному бизнесу значительно вырасти за последние несколько лет, а бизнесу в сегменте СМБ, который мы запускали вообще с нуля, вырасти до размеров соответствующих направлений таких крупных банков, как ВТБ. 

Мы работаем на банковской системе собственного производства. Мы так перестроили процессы разработки и так структурировали ядро, что можем сейчас привлекать внешние команды разработки. Это позволило увеличить количество проектов, которые мы запускаем, не потеряв в качестве и не нанимая новых сотрудников.

Режим быстрых побед

CNews: Как вам удалось поменять отношения между бизнесом и ИТ?
Сергей Меднов:

Многое было готово к этому изменению. Прежде всего, построена система проектного управления. Очень правильно управлялась и управляется команда разработки: она предсказуемая, очень точно делает то, что нужно, попутно еще придавая определенную бизнес-экспертизу. Есть большое технологическое подразделение методологов, которые хорошо понимают процессы и могут их оптимизировать. Единственное, чего не хватало, — это согласия со стороны бизнеса и ИТ играть по определенным правилам. Поэтому мы имели классическую картину: много задач, которые коллектив физически, даже работая 24 часа, не мог бы исполнить. Нужно было договориться, что делать, в какой последовательности, а от чего отказаться — обычный процесс приоритизации и управления ожиданиями. Сегодня все эти элементы сложились в картинку, которая теперь является стандартом, привычным для всех. Конечной точкой явилось то, что мы подписали соглашение об уровне сервиса (SLA) с каждым из бизнес-направлений, которые в конце квартала оценивают выполнение планов по формальным и неформальным признакам. Эта оценка бизнеса отражается на премиях всех участвующих ИТ-подразделений.

CNews: Кризис заставил вас изменить приоритеты проектов?
Сергей Меднов:

Мы, по счастью, подошли к кризису с уже завершенными большими инфраструктурными проектами. Мы построили отказоустойчивые дата-центры, перестроили телекоммуникационные системы, создали новые системы защиты периметров, внедрили новый колл-центр, «кредитную дорогу», оптимизировали процессы. Фактически к кризису мы подошли без необходимости делать большие капитальные вложения. 

С точки зрения текущей деятельности бизнес, разумеется, отреагировал и поменял многие направления, убрал фокус с части продуктов, которые на сегодняшний момент продаются хуже, и перешел, что называется, в режим быстрых побед. Долгострои, крупные проекты, которые могли выходить за рамки полугода или даже года, бизнес преимущественно свернул и делает сейчас небольшие проекты, которые сразу дают отдачу. Это понятно, общая банковская картина сейчас нестабильна, многие изменения еще впереди. 

Жаль, что импортозамещение буксует

CNews: Как кризис и санкции сказались на работе ИТ-блока Банка Москвы?
Сергей Меднов:

У нас сравнительно немного внешних поставщиков. Ключевая банковская компетенция находится внутри ИТ, и она весьма зрелая. В этой связи ИТ-затраты банка весьма небольшие — порядка 3,2-3,5% от общих затрат, это очень низкая цифра по рынку. При этом мы не чувствуем себя недофинансированными. Мы не испытали шока с наступлением кризиса. Даже если сократить ИТ-бюджет в два раза, это не такие большие в процентном отношении изменения. Поэтому руководство банка искало варианты оптимизации затрат по другим направлениям. 

CNews: Удалось ли вам что-нибудь импортозаместить?
Сергей Меднов:

Сказать просто, а сделать сложно. Импортозамещение как таковое при отсутствии широкого рынка независимого программного обеспечения достаточно сложно реализуемо, особенно в финансовой индустрии, потому что вопрос поддержки систем и обеспечения непрерывности здесь является ключевым. Таких индустрий не так много. Я знаю примеры из других отраслей, где, если падает система финансовой отчетности, пользователи звонят на второй день — в первый день сбой даже не замечают. В банке любой перерыв на несколько минут отражается не только на клиентах, но и на финансовых показателях. Поэтому внедрение импортозамещающих технологий — очень ответственный шаг. 

Нам повезло, у нас собственная АБС. Мы пробовали ее портировать и понимаем, что можем перейти на импортозамещающие технологии за несколько месяцев. Мы тестировали PostgreSQL, она ничем не уступает Oracle в части производительности. Но при этом мы точно понимаем, что обратной совместимости не будет. Если мы этот шаг делаем, то вернуться обратно будет очень сложно, потому что свободных продуктов, совместимых с Oracle, нет. 

Делать это или не делать? Мы провели эксперимент, доказали, что можем, рассчитали свои возможности и ресурсы. В настоящий момент мы оцениваем целесообразность этих изменений. В банках можно убрать очень большое число зависимостей, хотя остаются сферы, в которых провести импортозамещение просто невозможно. Например, телефонный центр или сетевая инфраструктура. 

Отсутствие единой государственной политики в этом вопросе значительно повышает риски самостоятельного принятия решений. Если бы были выделенные какие-то понятные группы программного обеспечения, поставщиков, то можно было бы быть уверенным, что по определенным технологиям будет предоставляться поддержка. 

CNews: Об импортозамещении больше говорят, чем реально делают…
Сергей Меднов:

Единая электронная торговая площадка, соучредителем которой является Банк Москвы, по собственной инициативе провела эксперимент полного импортозамещения. Она перевела свой резервный центр исключительно на российские технологии, начиная с серверов, коммуникаций и заканчивая программным обеспечением. На этой площадке в онлайн-режиме проводятся государственные электронные торги на многие десятки миллиардов рублей, поэтому ответственность очень большая. Этот успешный проект импортозамещения вызывает большое уважение. 

Вообще, мне кажется, что тема импортозамещения начинает буксовать. То ли острота момента пропала, то ли не нашлось реальных государственников, способных эту тему сдвинуть.  Немного жаль, потому что это могло стать большим толчком для развития внутреннего рынка ИТ-производства в России. 

Одно время был клич «все в Китай!». Могу сказать, что китайские компании не гибче американских и тем более европейских. Они, с одной стороны, чувствуя ситуацию, пытаются из нее выжать максимальную выгоду. А с другой стороны, они не игнорируют те же самые риски, которые могут возникнуть в связи с санкциями. Именно поэтому нужно делать что-то свое, а не думать, что китайские товарищи нам помогут. 

CNews: Как вам кажется, в развитии Национальной системы платежных карт тоже не хватает достаточной решимости со стороны государства? 
Сергей Меднов:

Нет, здесь решимости больше чем достаточно. Многие из коллег, которые трудятся в НСПК — признанные  профессионалы и в ИТ, и в карточном бизнесе. То, что они запустили общероссийскую систему в такой короткий срок – определенный подвиг. Я знаю, что люди несколько недель ночевали на работе перед запуском. Но сжатые сроки порождают и риски с точки зрения ИТ. Надо понимать, что могут быть сбои, это закономерно. Еще не весь возможный функционал реализован: не стартовала эмиссия собственных карт, не запущены новые технологии, необходимые для развития электронного бизнеса. Но мы все понимаем, что невозможно сделать это в такие короткие сроки и искренне желаем нашим коллегам успеха, потому что они делают очень важное дело для всей страны и для нас с вами. 

CNews: ИТ-директор «Альфа-Банка» Мартин Пилецки в сентябре 2014 года рассказал нам, что вопросы импортозамещения отнимают у него до 30% рабочего времени. Вы ощущаете этот прессинг?
Сергей Меднов:

Прессинг действительно был. Сейчас он спал. У меня вопросы импортозамещения занимали точно меньше 30%. Наверное, в силу того, что в «Альфа-Банке» большинство систем, включая основную платформу, — западные. Правда, «Альфа-Банк» находится под меньшим риском, чем банки с государственным участием. 

Платежное облако

В ноябре 2014 года приложение Банка Москвы «Квартплата» получило награду CNews AWARDS в специальной номинации «Лучшее мобильное банковское приложение года».
CNews: Запуск единой платежной платформы Банка Москвы удачно совпал с переориентацией российского бизнеса на транзакционный доход…
Сергей Меднов:

Электронный бизнес продолжает показывать те же темпы роста, что и были. На него кризис не сильно повлиял. Электронный бизнес очень ценен для банка, он пока не такой большой, как кредитный, но он безрисковый и дает устойчивый кратный рост на протяжении последних лет.  

CNews: Как возникла идея построить уникальное для российского рынка платежное облако? Были ли прототипы среди западных банков?
Сергей Меднов:

Мы исходили из того, что нужно сделать что-то другое по отношению к уже существующему рынку. Повторять путь, который, например, я проходил в «Альфа-Банке», было бы тупиковой затеей — путь длинный, сложный, и главное, он не обеспечивал какого-то преимущества.

Явных прототипов я не видел. Есть несколько западных банков, создавших свои магазины приложений. Например, испанский La CaixaBank создал набор весьма занятных мобильных приложений. Скажем, вы наводите камеру телефона на ценник, она считывает штрих-код, и вы видите сумму сразу в понятной вам валюте — например, сколько это будет в рублях. Испанцы использовали это приложение, чтобы пересчитывать евро в привычные песо. Всего у La CaixaBank порядка 80 приложений. 

Мы хотели реализовать схожие идеи, а потом пришли к тому, что будет намного интереснее, если изначально сделать единое платежное ядро. Сейчас оно интересно и тем, что существует как облако для неклиентов банка. У нас десятки тысяч пользователей не являются клиентами банка, но пользуются нашими приложениями. 

CNews: Есть стереотип, что облако — это не для банка. Сложно было решиться на облачную инфраструктуру?
Сергей Меднов:
В апреле 2015 г. в результате открытого интернет-голосования и по решению экспертного совета Банк Москвы стал лауреатом национальной ежегодной премии «IT-ЛИДЕР» в номинации «Банки с государственным участием». Награда присуждается за «выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России».

Если вы спросите, можно ли в облако поместить банковскую систему, я отвечу, что пока нельзя. Все-таки это большая ответственность, это деньги клиентов и их информация. Мы разместили большую часть из того, что в принципе нестрашно поместить в облако и тщательно регламентировали эти технологии. Мы используем в качестве инструмента платежные карты, поэтому наше облако соответствует правилам международных платежных систем, стандарту безопасности PCI DSS. Нам было проще на это решиться, потому что есть международные регламенты и стандарты, следуя которым можно сильно снизить риски. 

CNews: На CNews FORUM несколько месяцев назад вы приглашали разработчиков обсудить их идеи для совместной реализации с Банком Москвы. Много ли сейчас таких желающих? 
Сергей Меднов:

Знаете, я испытал двойное удивление. Первое – что кто-то пришел. Было несколько компаний, с которыми мы обсуждали и обсуждаем совместные проекты. И второе – как выясняется, свободная отдача на рынок платежных сервисов – берите и делайте – все-таки является шагом не совсем правильным в настоящий момент. Банк, будучи проводником платежей, в любом случае несет ответственность за их назначение. Поэтому, когда приходят люди, и вы подозреваете, что вас завуалировано втягивают в оплату каких-то непонятных, полулегальных услуг, приходиться более глубоко проникать в бизнес-идею потенциальных партнеров. Важно понимать, что эти люди делают, и как они будут использовать платежные инструменты банка. У нас есть несколько удачных примеров, когда к нам пришли, поделились интересной идеей и реализовали ее. Например, приложение «Мой проездной», позволяющее купить билет в московское метро прямо со смартфона и даже записать его на карту «Тройка» при помощи того же смартфона. 

CNews: Где вы видите основную конкуренцию вашим платежным сервисам? 
Сергей Меднов:

Конкуренция – она везде. Мы с большим вниманием и одновременно уважением смотрим на то, что делают наши коллеги из других банков, таких как «Альфа-Банк», Сбербанк или «ТКС Банк».  Я считаю, что мы, безусловно, с идеей платежного облака опередили многих. Но на финансовом рынке на одной идее, одним таким рывком не проживешь. Надо думать дальше, придумывать новые варианты. Это постоянное соревнование. Если не развиваться, то наверняка отстанете. 

CNews: Ощущаете ли растущую конкуренцию со стороны небанковских сервисов?
Сергей Меднов:

Да, безусловно. Мне кажется, в банковском мире назревает прорыв. Мы наблюдаем на западе рост популярности сервисов для обмена финансами на уровне peer-to-peer, которые совершенно точно придут в Россию. Я не говорю о переводах с карты на карту, я имею в виду просто саму идею, когда люди обмениваются деньгами, минуя банки. В этой сфере работает уже масса компаний, типа  Lending Club или Money Time, которые оцениваются в несколько миллиардов долларов. У них фантастическая капитализация, существенно выше, чем у банков, которые сегодня оцениваются в один, максимум в два капитала. 

Так вот, в банковской среде назревает прорыв, подобный скачку в таксомоторной индустрии. Сервисы Uber, GetTaxi, «Яндекс-Такси» в корне изменили подход потребителей к вызову такси. Просто банки более медленные. Чем население больше и чем оно моложе, тем оно менее консервативно. В Азии, в Африке электронный, цифровой банкинг будет развиваться быстрее.

Наши цифровые продукты легко интегрируются в ВТБ

CNews: Сейчас Банк Москвы стоит на пороге интеграции в ВТБ. Какое будущее вы видите для электронного бизнеса банка, блока ИТ, платежной платформы?
Сергей Меднов:

Команда электронного бизнеса переходит в составе розничного блока. Блок ИТ, безусловно, вольется в информационные технологии банка ВТБ. Высокая компетенция людей, качество сделанных продуктов, необходимость поддержки розничного бизнеса, который в объединенном банке будет базироваться на платформе Банка Москвы — все это дает мне основания так утверждать. Наши наработки, я думаю, будут использованы в полном объеме, включая, безусловно, и мобильную платформу. 

Что касается цифровых продуктов, то мне они кажутся отточенными, интересными, мы сделали ряд уникальных вещей. Сейчас они активно изучаются группой. Электронный бизнес выпускает универсальные продукты, причем универсальные не только с точки зрения клиентов Банка Москвы. В силу того, что ВТБ специализируется на среднем и крупном бизнесе и в меньшей степени розничном (я говорю про ВТБ, а не ВТБ 24), все эти продукты будут также использованы. Безусловно, существуют риски, что какие-то вещи придутся «не ко двору». Но я уверен, что их будут единицы. Надеюсь, что это будут действительно не самые оптимальные или не самые эффективные проекты. 

У нас есть множество партнеров по электронному бизнесу, и 45 банков-агентов, которые мы обслуживаем по процессингу. Эта работа продолжится, и ее качество с переходом точно не ухудшится, а может и улучшится.

Поскольку сервисы электронного бизнеса построены на облаке, они имеют ограниченное количество интеграций, нет тяжелых внутренних интерфейсов. Их весьма просто переключать на другие платформы и интегрировать в новую инфраструктуру. На то оно и облако. Перенос единой платежной платформы мне кажется самым безболезненным. 

Я думаю, что розничные клиенты даже не заметят перехода, потому что смогут пользоваться привычными сервисами в интернете, с мобильных телефонов и в тех же отделениях. Одним словом, это будет плавный переход, хотя и очень быстрый — я не знаю других примеров на российском рынке такого быстрого и масштабного слияния. И это самый большой вызов для команд обоих банков. 

Александра Кирьянова
Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | Мобильная версия | Подписка на новости  | RSS