В Банк Москвы я пришел в ноябре 2009 года, чтобы заниматься развитием продуктов и услуг для корпоративных клиентов, в том числе и линейки продуктов Cash Management. На тот момент в Банке Москвы уже существовал ряд услуг по управлению ликвидностью наших клиентов, но он был слабо развит, соответственно и пользовались им единицы клиентов. Нам предстояло структурировать этот продуктовый ряд, расширить, доработать его таким образом, чтобы предоставлять полный комплекс услуг, как для крупных корпоративных клиентов, так и для клиентов среднего и малого бизнеса.
Опираясь на свой опыт работы в банковской сфере, мы отказались от создания «тяжелых» продуктов, которые в процессе внедрения у конкретного клиента каждый раз приходится кастомизировать. Каждый наш продукт, как слоеный пирог, — набор сервисов. При этом клиент сам или с помощью наших специалистов выбирает те сервисы, которые ему реально нужны. В любой момент этот список можно легко дополнить, подав простое заявление в банк в рамках оферты. Сейчас мы перешли к созданию небольших инновационных расчетных продуктов для малого и нижнего сегмента среднего бизнеса. Например, это автоматическая инкассация агентской сети, набор сервисов по быстрой интеграции учетных систем клиента и операционного дня банка и так далее. Вскоре появится еще один хороший продукт, так называемый виртуальный депозит, который пригодится омпаниям не только крупного, но и среднего размера.
Каждый наш продукт cash management, как слоеный пирог, — набор сервисов.
Тенденций на самом деле несколько. Основная наметилась еще в сентябре 2014 года в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». В рамках банковского сопровождения контрактов банк открывает отдельные счета всем исполнителям контрактов, проводит мониторинг расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, доводит результаты мониторинга до сведения заказчика, а также может оказывать иные услуги, позволяющие обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ или их результатов, услуг условиям сопровождаемого контракта.
Вторая тенденция – это активная централизация казначейских функций у наших клиентов. При этом контроль денежных потоков идет уже не только в крупном бизнесе, но и в среднем, в нижнем сегменте среднего, и даже в малом бизнесе.
Третья тенденция, которую я вижу, – это постепенное превращение электронного документооборота из тривиального юридически значимого обмена электронными документами двух контрагентов в инструмент документарного контроля над операциями внутренних структурных подразделений, филиалов, дочерних компаний, исполнителей контрактов. Финансовый контролер в режиме реального времени в едином окне видит всю структуру контракта вплоть до договоров субподряда и поставки вместе с закрывающими документами.
Ну и еще одна тенденция, которая ярко выражена в последнее время, — это развитие мобильных корпоративных дистанционных каналов управления платежами.
Спрос на продукты управления ликвидностью в кризис растет.
Так получилось, что понятие Cash Management трактуют достаточно вольно. В узком смысле слова это некий персональный банкинг (private banking) для крупных корпораций, включающий продукты по управлению ликвидностью и финансовому контролю. В широком понимании – Cash Management включает вообще все продукты расчетно-кассового обслуживания, документарные операции, валютный контроль и так далее.
На мой взгляд, Cash Management – это набор нестандартных инновационных расчетных продуктов для корпоративных клиентов. Естественно, что эпитеты «инновационный» и «нестандартный» подразумевают постоянное развитие и совершенствование.
Когда мы только начинали развивать продуктовый ряд, то долго обсуждали, на какой платформе остановить выбор. Но потом поняли: то, что Банк Москвы имеет АБС собственной разработки, дает ряд уникальных преимуществ с точки зрения скорости адаптации к изменениям, требованиям клиентов. Сейчас почти весь продуктовый ряд у нас построен своими силами, за исключением продукта «Центр финансового контроля». При этом для корпоративного бизнеса не столь важно, на какой технологии построен продукт. Главное – безопасность, устойчивость, надежность, скорость и адаптивность. Преимущества наших продуктов заключаются в широком наборе инструментов, которые мы быстро можем предоставить клиенту.
На рынок транзакционных продуктов кризис не повлиял. Наоборот, внедрение этих продуктов среди клиентов ускорилось. А спрос на продукты классического cash-management даже вырос. Многие представители среднего бизнеса, которые раньше думали, нужно им это или нет, теперь принимают решение в пользу внедрения, потому что понимают — покрывать те же кассовые разрывы удобнее за счет смежного бизнеса, за счет остатков на других счетах, за счет централизации расчетных функций. На это и направлены продукты cash-management.
Лучший проект – тот, которым ты занимаешься именно сейчас.
Унификация бизнес-процессов, связанных с финансовыми сообщениями, на мой взгляд, приведет к тому, что начнут бурно развиваться системы электронного документооборота. Надеюсь, что еще одним следствием применения стандартов станет то, что прямой обмен между учетными системами клиента и банка будет осуществляться без посредников в лице систем дистанционного банковского обслуживания.
Жизнь научила, что не бывает самого интересного проекта. Любой проект, над которым ты здесь и сейчас занимаешься — самый важный и интересный. А если говорить о достижениях, то это, безусловно, внедрение наших продуктов по всей России. Три года назад некоторые классики корпоративного бизнеса не верили в то, что этот продуктовый ряд будет востребован. Сегодня же наши продукты представлены не только в столице, где Банк Москвы всегда имел достаточно хорошие позиции, но и практически по всей стране. Еще одно огромное достижение – нам удается обеспечивать высокое качество поставляемых сервисов силами небольшого числа сотрудников. Создан некий конвейер по предоставлению продуктового ряда клиентам, включающий как процесс разработки продуктов, так и внедрения, сопровождения, техподдержки. Я считаю, о позиции Банка Москвы на рынке наглядно говорит то, что клиенты стали приходить к нам по рекомендации, узнав о составе нашего продуктового ряда.