Вадим Изотов:
Мы создаем продукты для миллионов

Современные платежные сервисы постепенно встраиваются в экосистему Москвы, становятся все более удобными и незаметными. Вадим Изотов, руководитель дирекции государственных, региональных и муниципальных электронных продуктов Банка Москвы, рассказал о роли, которую будет играть банк в «умном» городе.

CNews: Каким вы представляете себе «умный» город с точки зрения финансовых сервисов?
Вадим Изотов:

Я убежден, что со временем все уйдет в телефон. Основная тенденция сегодняшнего времени – это превращение мобильного телефона в центр управления финансовыми транзакциями. Используя современные технологии, банк должен стать частью экосистемы человека так же, как это произошло со сферой телекоммуникаций, когда доступ в интернет стал необходимой составляющей жизни каждого из нас. То же самое должно произойти с управлением финансами. Деньги будут рассматриваться как ресурс, а банк как поставщик ресурса, аналогично связке «телеком-оператор — интернет». И тот, кто построит такую экосистему вокруг человека и даст ему возможность удобно, безопасно и быстро получать доступ к ресурсам, тот и выиграет гонку.

Мы работаем с различными сегментами, у нас миллионы клиентов – от молодых мам и до пенсионеров. Мы видим потребности разных слоев: и тех, кто не доверяет банкам и считает, что сберкнижка надежнее всего, и тех, для кого любое мобильное приложение, дающее вау-эффект, – это гораздо больше, чем просто банковская карта. Сегодня в мире создаются независимые кредитные бюро, сервисы, подобные PayPal, и многое другое. Все идет к тому, что лет через 5 проведение финансовых транзакций через приложения мобильного телефона будет обычным делом.

Нашими сервисами для города пользуются миллионы людей.

CNews: Как быстро «умнеет» Москва в финансовом плане?
Вадим Изотов:

Москва входит в десятку городов с самыми продвинутыми технологиями дистанционного взаимодействия граждан с государством, банками и другими структурами. Сейчас в банке создаются приложения платформы «Мой умный город», которая должна стать основой новой экосистемы. С ее помощью каждый житель города сможет с утра посмотреть погоду, оценить загруженность улиц, решить, ехать ли ему на машине или на общественном транспорте, рассчитать свой путь. В выходной день он сможет узнать, какие культурные мероприятия проходят в городе, где он может получить хорошую скидку, и вообще, что интересного предлагает ему Москва. Во всем его будет сопровождать банк. Он поможет купить билет, оплатить поездку, парковку, дать небольшой временный кредит – сделать жизнь человека удобнее. И все это при минимальной комиссии. В этом отличие банка от других платежных сервисов.

В эту платформу уже встроены сервисы Банка Москвы: оплата парковки, ЖКХ, всевозможных услуг, налогов и штрафов. Недавно мы создали приложение «Мой проездной». Оно развивается, спектр доступных транспортных услуг будет расширяться. Вскоре появятся другие приложения, например, для платежей, связанных с обучением ребенка. Мы думаем над тем, чтобы предоставить нашим пользователям возможность оплачивать услуги для домашних животных.

Слияние с ВТБ может помочь масштабировать опыт московских платежных сервисов на всю страну.

CNews: Как вы оцениваете уровень развития платежных сервисов в других российских городах? Возможно ли и там использовать подобные технологии?
Вадим Изотов:

Насколько я знаю, уровень проникновения интернета в России достаточно высок и продолжает расти. В любом областном центре страны есть прекрасный интернет, а значит, реализация подобных сервисов зависит лишь от воли местных администраций.

Наши технологии масштабируются на город любого размера. По уровню развития электронных городских сервисов с Москвой сравнимы пока только Санкт-Петербург и Казань. Сегодня мы участвуем в развитии региональных порталов в Красноярске, Вологде и Туле. Я очень надеюсь, что слияние Банка Москвы с ВТБ даст нам возможность распространить отточенные технологии и накопленный опыт на всю страну.

CNews: Как развивалось направление государственных, региональных и муниципальных электронных продуктов в «Банке Москвы» в последнее время?
Вадим Изотов:

До 2012 года основными проектами в сегменте электронных продуктов для государственных структур и крупного бизнеса были Система единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ), благодаря которой 3,8 миллиона домохозяйств оплачивают коммунальные услуги по единому платежному документу, Социальная карта москвича с выпущенными 11 миллионами карт и Почтово-банковская технология для более полумиллиона клиентов Почты России. До конца 2012 года банк завершил инвестиционный городской контракт по созданию системы ЕИРЦ и передал результаты городу. Также в коммерческую эксплуатацию был запущен эквайринг порталов государственных услуг России и Москвы.

Затем в Банк Москвы пришла очень продвинутая команда Сергея Меднова. Мне, как выходцу из телекома, было очень интересно дополнить свои компетенции в сфере ИТ знаниями в банковской сфере для того, чтобы сформировать видение «Банка 2.0» – концепции, объединяющей финансовые и информационные технологии. Для реализации проектов государственного и регионального уровня в 2013 году была сформирована дирекция государственных, региональных и муниципальных электронных продуктов. За последующие два года Дирекция обеспечила современными банковскими сервисами множество проектов Правительства Москвы и модифицировала продукты для крупных клиентов, таких как Почта России и Ростелеком.

Через 5 лет управление финансами будет полностью осуществляться через мобильный телефон.

CNews: Расскажите о продуктах, реализованных Банком Москвы совместно со столичным правительством.
Вадим Изотов:

Мы готовим продукты для миллионов жителей Москвы. Мы обслуживаем потоки в миллиарды рублей.

Уже более 10 лет мы совместно с Правительством Москвы выпускаем Социальную карту москвича. 4,5 миллиона жителей города – от учащихся до пенсионеров — являются владельцами этой карты. С начала 2014 года мы совместно с Департаментом информационных технологий начали процесс перехода на новый носитель, имеющий чип и поддерживающий технологию бесконтактной оплаты. Некоторое количество пользователей СКМ утеряло информацию о пин-кодах к выданным несколько лет назад картам. Поскольку для нас важен каждый клиент, для них мы предусмотрели технологию получения пин-кода через систему голосовой навигации без необходимости посещать отделение банка.

Мы полностью поддерживаем все инициативы Правительства Москвы в сфере развития электронных сервисов для граждан и участвуем в таких проектах как «Активный гражданин», Московский портал госуслуг. На Московском портале сегодня доступно больше 200 различных услуг. Мы как банк обслуживаем порядка 60% платежей на портале – миллионы операций на суммы в миллиарды рублей. Преимущественно это жилищно-коммунальные платежи и штрафы. Наш банк подключен к ГИС ГМП, поэтому вся информация о платежах немедленно поступает в ведомство. Нам удалось создать очень удобный и надежный сервис.

В Правительстве Москвы очень современный Департамент транспорта, которому, на мой взгляд, удалось создать в столице лучшую в мире парковочную систему. Если в других странах она ориентирована на то, чтобы собрать побольше штрафов, то у нас – на то, чтобы предупредить нарушение правил парковки. Удобное мобильное приложение «Парковки Москвы», которое эквайрит наш банк, помогает найти место для парковки, позволяет остановить счетчик, если вы уехали. Сейчас через мобильное приложение проходит более 60% платежей за парковку. Мы реализовали в нем возможность привязки карты любого банка для того, чтобы не нужно было каждый раз вводить информацию о ней – достаточно войти в приложение под своим логином и паролем. В последнем релизе появилась возможность автоматического платежа. У нас вместе с Департаментом транспорта и Департаментом информационных технологий большие планы по развитию функционала «Парковок Москвы».

Вместе с Мосгортрансом и Метрополитеном мы обеспечили пополнение карты «Тройка» — это тоже современный и многофункциональный продукт. Помимо традиционного транспорта «Тройку» можно использовать для получения велосипеда в городском велопрокате «Велобайк». Недавно мы выпустили мобильное приложение, которое позволяет не только пополнить «Тройку», но и записать купленные билеты на карту посредством технологии NFC.

Совместно с «Почтой России» мы реализовали очень интересный продукт для пенсионеров – они могут переводить свою пенсию сразу на счет в Банке Москвы под очень хороший процент. Таким образом в банке открыто более полумиллиона счетов.

В целом наша дирекция государственных, региональных и муниципальных электронных продуктов приносит более двух третей чистого комиссионного дохода блока электронной коммерции.

CNews: Какое направление развития оказалось самым сложным?
Вадим Изотов:

Самое сложное направление – транспорт. Например, для парковок необходимо было найти решение, учитывающее как потребности города в оплате парковочных мест, так и потребности граждан в удобстве и надежности. Сегодня очень активно развивается направление оплаты велопроката. Велосипеды постепенно превращаются в полноценный вид транспорта, и я думаю, что за этим будущее, особенно в тех городах, где лето длится более 3 месяцев. Например, в Сочи.

Банк станет частью экосистемы человека.

CNews: Как отразились на ваших проектах новые экономические условия, в которых оказалась страна?
Вадим Изотов:

Новые условия – это всегда новый вызов, который позволяет подняться над суетой, переоценить перспективы. Я считаю, что не надо жаловаться на недостаток финансирования. Надо больше зарабатывать. А для этого найти ту нишу, в которой ты наиболее успешен, или ту, которая еще не занята. Наш проект «Мой проездной» – это ответ на ваш вопрос. Есть отличная технология NFC, есть смартфоны, уже доступные рядовому пользователю. И мы объединили их в рамках нашего приложения.

CNews: В сфере платежей банки и сотовые операторы – это конкуренты или скорее партнеры?
Вадим Изотов:

Я думаю, что платежи с мобильных телефонов хотя и удобны, но все-таки это технология вчерашнего дня. Во-первых, они производятся с достаточно высокой комиссией. А во-вторых, банковскую карту сейчас получить очень просто. Сегодня я вижу, что телеком-операторы задумываются о совместном с банками выпуске брендовых карт. И за этим будущее. Банки и телеком должны объединиться, иначе их клиенты уйдут к глобальным игрокам. Основная проблема банков сегодня в том, что Google и Apple начинают забирать их клиентов, что они уже успешно сделали на телеком-рынке.

CNews: Какими будут финансовые сервисы «умного» города?
Вадим Изотов:

Представьте замечательное субботнее утро. Вы просыпаетесь, завтракаете, смотрите в свой телефон: видите прекрасный прогноз погоды, афишу культурных мероприятий, банк помогает вам купить билет на него. При этом вы даже не замечаете банк, вы контактируете не с ним, а с городом, банк только помогает удобно получить сервис. Далее здесь же в телефоне вы находите парковку, едете на машине или берете в прокат велосипед, прикладываете карту банка – система вас узнает. Доезжаете до культурного события, прекрасно проводите время. Вечером в ресторане за чашкой чая расплачиваетесь бесконтактным способом. Никаких лишних движений и забот.

Клиент хочет, чтобы у него был удобный и безопасный сервис, который он сможет настроить для себя. Он не хочет стоять в очереди, подписывать кучу бумаг. Он хочет, чтобы ему предложили удобное и безопасное решение.

Но мы все понимаем, что клиента необходимо еще и воспитывать. Поэтому мы, например, организовали финансовые семинары для владельцев Социальной карты москвича, где рассказываем, почему ей удобно пользоваться, насколько она безопасна. Вы не представляете, сколько положительных отзывов мы получаем от пенсионеров после участия в этих семинарах. Они перестают бояться, что у них что-то украдут. А уровень транзакций по социальным картам после того, как мы начали проводить эти семинары, вырос на 20%.

Вообще, с помощью наших сервисов мы изживаем недоверие к финансовым институтам, которое во многом присуще гражданам. Они могут быть совершенно спокойны. Мы надежный социально-ориентированный, государственный банк, за нами группа ВТБ.

Александра Кирьянова
Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | Мобильная версия | Подписка на новости  | RSS