Максим Патрин:
Как создавался электронный бизнес Банка Москвы

В конце 2012 г. в блок электронного бизнеса Банка Москвы пришла новая команда. И сегодня это уже не просто банк для своих клиентов. Его современными услугами пользуется гораздо более широкий круг людей и компаний. Как удалось это сделать всего за два года, рассказал Максим Патрин, вице-президент Банка Москвы.

CNews: Что входит в понятие «электронный банковский бизнес»?
Максим Патрин:

В принципе канонического определения электронного бизнеса не существует. В разных банках он формировался по-разному. Традиционно к электронному банковскому бизнесу относят такие продукты как мобильные приложения, интернет-банкинг и интернет-эквайринг. В Банке Москвы помимо этого к электронному бизнесу мы относим сервисы для банков-агентов. На нашем процессинге обслуживаются 45 банков-партнеров. Также в рамках электронного бизнеса у нас развиваются продукты управления ликвидностью для компаний-холдингов (cash management).

Еще одно очень сильное направление нашего электронного бизнеса – продукты для жителей Москвы, развиваемые совместно со столичным правительством. Это Социальная карта москвича, распределение оплаты за жилищно-коммунальные услуги и многие другие. Мы готовим еще целый ряд продуктов, которые москвичи скоро увидят и, я надеюсь, оценят.

Мы не стали противопоставлять электронный бизнес традиционному и конкурировать с ним

CNews: Как строился электронный бизнес в Банке Москвы. Какие принципиальные решения и подходы предопределили дальнейшее развитие?
Максим Патрин:

Два года назад в блок электронного бизнеса Банка Москвы пришла новая команда. Мы привнесли командный дух, нацеленность на результат, свое видение того, как должен развиваться электронный бизнес. Я пришел в банк в декабре 2012 года как раз с целью сформировать подразделение электронного бизнеса, запустить новые направления и определить показатели, по которым можно мерить его успешность. Что сделали? Прежде всего, мы объединили ребят, работающих с цифровыми каналами, в одну команду. Создали новые направления, такие как мобильные каналы. Договорились с розничным бизнесом, о совместном развитии услуги SMS-банкинг.

Принципиально важным было то, что мы не стали противопоставлять себя традиционному розничному и корпоративному бизнесу и конкурировать с ними. Мы не стали создавать отдельный P&L для электронного бизнеса. Я рад, что такая возможность была. Мы договорились, что у нас есть свои финансовые планы, по которым мы зарабатываем деньги для традиционного бизнеса. Нашей миссией здесь стало создание инновационных продуктов, которые помогают привлекать новых клиентов или удерживать существующих.

CNews: Были сложности?
Максим Патрин:

Надо было собрать команду, замотивировать людей и победить некий скепсис по отношению к электронному бизнесу. Некоторые воспринимали его как игрушку, не имеющую к реальному бизнесу никакого отношения. Ходило мнение, что мобильный банк для наших розничных клиентов вообще не нужен. Мол, они без него замечательно жили и будут жить дальше. Необходимость мобильного банка для корпоративных клиентов подвергалась еще большему сомнению.

CNews: Это было всего 2 года назад?! Как вы преодолели этот скепсис?
Максим Патрин:

Только работой. Здесь разговоры бесполезны. Мы показывали результат, и отношение менялось.

1,5 млрд руб. – заработал блок электронного бизнеса Банка Москвы в 2014 г.
31 млрд руб. клиентских средств привлек Банк Москвы в качестве вкладов клиентов по цифровым каналам продаж
45 банков пользуются процессингом Банка Москвы, чтобы предоставлять своим клиентам услуги по картам Visa и MasterCard.
11 тыс. компаний подключены к интернет-эквайрингу Банка Москвы

Некоторые воспринимали электронный бизнес как игрушку, не имеющую к реальному бизнесу никакого отношения

CNews: Что нужно, чтобы создать эффективный электронный бизнес?
Максим Патрин:

Я вижу три основных слагаемых успеха электронного бизнеса. Во-первых, это команда. Нам удалось собрать коллектив очень классных ребят, которые получили достаточную свободу и возможность реализовывать то, что им интересно. Этот фактор сыграл очень большую роль.

Во-вторых, здесь важна поддержка руководства. Без нее развивать вообще какой-либо бизнес в банке, тем более электронный, практически невозможно. Огромное спасибо Сергею Алексеевичу Меднову, который много времени уделяет нашим задачам и вдохновляет нас новыми драйвовыми идеями, и Михаилу Валерьевичу Кузовлеву, который всячески поддерживает многие наши начинания.

И третье слагаемое успеха – надо работать. Работу никто не отменял.

Безусловно, нам помог имидж государственного банка, хотя я считаю Банк Москвы самым коммерческим из всех государственных банков. То есть, с одной стороны, мы обладаем всеми преимуществами государственного банка, в первую очередь – надежностью, а с другой стороны, мы достаточно быстры и гибки для государственного банка.

CNews: Трудно было получить инвестиции?
Максим Патрин:

Спасибо руководству, оно поверило, и проблем с выделением инвестиций не было. Нельзя сказать, что деньги давали, не глядя. Без финмодели с окупаемостью в очень короткие сроки (в текущих условиях — не больше года после запуска проекта) никто деньги тратить не дает. Но не было такого, чтобы нам не давали денег на то, что действительно нужно и действительно приносит деньги.

У нас есть идея сделать магазин банковских приложений

CNews: Расскажите о единой платежной платформе.
Максим Патрин:

Изначально мы строили эту платформу, преследуя три цели: создать магазин банковских приложений с так называемыми атомарными приложениями, построить мобильный банк и предоставлять банковские сервисы через мобильные приложения наших партнеров. В принципе, все три направления успешно работают.

Во-первых, мы выпустили набор мобильных приложений: «Кошелек», «Квартплата» и «Переводы», с их помощью владелец карты любого российского банка может оплатить жилищно-коммунальные услуги, сделать перевод своим близким или оплатить еще порядка 300 услуг, настроенных в «Кошельке». У нас есть идея сделать полноценный магазин банковских приложений. Еще парочку приложений наберем — и сделаем. Во-вторых, мы сделали мобильный банк для розничных клиентов.

И в-третьих, мы начали предоставлять партнерам мобильные сервисы, связанные с хранением и привязкой данных карт к номеру телефона и проведением различных операций по ним. Например, платежи через популярное приложение «Парковки Москвы» (сделанное Департаментом информационных технологий Правительства Москвы и ГУП «Московский социальный регистр») реализуются через нашу платежную платформу.

CNews: Используют ли сторонние разработчики API (открытый интерфейс для программирования) вашей платформы?
Максим Патрин:

Мы не говорим всем желающим: «Ребята, вот API нашей платформы, описанные протоколы, пожалуйста, берите, и нам все равно, для какого приложения вы все это используете». Такого у нас нет. Есть набор готовых сервисов, которые через API поставляются партнерам. В каждом случае мы смотрим на бизнес-идею партнера, его мобильное приложение, потому что хоть и небольшие, но все же затраты по адаптации этого приложения к нашей платежной платформе мы несем. Помимо «Парковок Москвы» сейчас разрабатывается еще несколько партнерских проектов. Рассказывать пока не буду. Скоро увидите сами.

У нас была идея выпустить на рынок коробочное предложение для разработчиков, так называемый SDK, но мы пока ее отложили. Мы к ней вернемся, скорее всего, в следующем году.

CNews: Что важнее: доходность электронных каналов продаж или их маркетинговая функция по привлечению клиентов и поддержанию лояльности?
Максим Патрин:

Основные задачи дистанционных каналов — мобильного и интернет-банкинга — это зарабатывать на транзакционной активности существующих клиентов и привлекать новых, снимать часть операционных функций фронт-офиса и call-центра, продавать через приложения банковские продукты – кредиты, депозиты, карточки, страховки и так далее. То есть делать сервисы более дешевыми для банка и более удобными для клиента. Все четыре функции важны и требуют органичного развития.

CNews: Благодаря новой цифровой стратегии банка его сервисами теперь могут пользоваться не только клиенты. Потребовало ли такое расширение целевой аудитории банка соответствующего увеличения трудовых и прочих ресурсов?
Максим Патрин:

Действительно, целевая аудитория наших продуктов не ограничивается только клиентами Банка Москвы. Мобильными приложениями пользуются люди, у которых есть карта любого российского банка. Из 11 тысяч компаний, подключенных к нашему интернет-эквайрингу, только несколько сотен обслуживаются в нашем банке. Совместные продукты с Правительством Москвы предназначены для всех жителей города.

Можно ли это сделать без ресурсов? Нет. Безусловно, потребовались и финансовые вложения, и людские ресурсы. Выросло как число людей, работающих у нас, так и количество сотрудников смежных подразделений, которые помогают нам делать электронные продукты. Это нормальная ситуация.

Мы показывали результат, и отношение менялось

CNews: Какую роль играет электронный бизнес в масштабах всего банка?
Максим Патрин:

В прошлом году перед нами стояла задача заработать 1,5 миллиарда рублей комиссионного дохода и привлечь в банк 30 миллиардов средств клиентов. Мы с обеими задачами успешно справились. Конечно, в доходах всего бизнеса Банка Москвы наша доля достаточно незначительная. Но уже наступило время новой экономической реальности, и все понимают, что деньги бывают разные – я поясню, что имею ввиду.

Электронный бизнес в основном приносит транзакционный комиссионный доход. В сложившихся условиях стало особенно очевидно, что кредитный рубль и транзакционный рубль – это два разных рубля. То есть, если сегодня ты научился зарабатывать транзакционный рубль, то завтра получишь два рубля, а послезавтра – три, через неделю – пять. Кредитный же рубль, в зависимости от конъюнктуры рынка, завтра может принести пять рублей, а послезавтра обернуться минус пятью рублями. Сейчас самое подходящее время для дальнейшего развития транзакционного бизнеса, в особенности электронного.

Помимо собственно зарабатывания денег перед нами стоят еще две задачи. Первая – привлекать и удерживать клиентов розничного и корпоративного транзакционного бизнеса банка, создавая новые интересные инновационные продукты. Для этого мы построили единую платежную платформу, выпустили несколько мобильных приложений, собственных и совместных с партнерами, создали мобильные банки для корпоративных и розничных клиентов.

И вторая задача, стоящая перед блоком электронного бизнеса, – создавать совместные с Правительством Москвы продукты, делать их интересными для москвичей, для города, и для банка. С этой задачей мы тоже хорошо справляемся. Вышла обновленная социальная карта москвича на высокотехнологичном носителе.

Кредитный рубль и транзакционный рубль – это два разных рубля

CNews:Как в последнее время меняется доходность электронного бизнеса банка?
Максим Патрин:

В последние годы доходность электронного бизнеса растет. По основным направлениям чистый комиссионный доход и остатки растут примерно на 70-80% в год. В итоге за два прошедших года нам удалось утроить такие показатели, как объем привлеченных блоком электронного бизнеса средств, чистый комиссионный доход от интернет-эквайринга, чистый комиссионный доход от обслуживания банков-агентов, также в 3 раза увеличилась доходность SMS-банкинга.

CNews: Что в планах?
Максим Патрин:

Мы ожидаем, что комиссионные доходы электронного блока будут расти на 50-70%, как и раньше. Только прежде мы росли примерно на 70% и даже 80%, а сейчас, скорее всего, будем расти по нижней границе этого диапазона — где-то на 50%. Это тоже достаточно амбициозная задача в текущих условиях. Прогноз прироста остатков по счетам чуть ниже — около 20-30%. Мы продолжим выпускать новые продукты, мобильные приложения, и самостоятельные, и партнерские, и совместные с городом, ориентированные не только на москвичей, но и на всех жителей нашей страны.

Мы очень аккуратно стали относиться к инвестициям. По некоторым направлениям, в том числе по мобильным приложениям, мы сократили бюджет, понимая, что затраты могут не отбиться в течение года.

Сейчас самое время для развития транзакционного бизнеса, в особенности электронного

CNews: Каким трендам будете следовать?
Максим Патрин:

Сейчас очень активно при поддержке международных платежных систем развивается бесконтактная оплата, в том числе, посредством различных гаджетов. В США появился Apple Pay, который через полгода-год, надеюсь, придет и к нам. А приложение для бесконтактной оплаты в привязке с картой для Android уже есть. Эти технологии уже достигли определенных успехов, и здесь я вижу большое будущее.

CNews: Насколько изменился бизнес в этом году?
Максим Патрин:

Я считаю, что кризиса нет — кризис только в мозгах. Да, есть новая экономическая реальность, поменялся рынок, бизнес-подходы, но называть это кризисом нельзя. Зарабатывать в этих условиях тоже можно. Есть два разных рынка – растущий и падающий. Расти на падающем рынке так же, как на растущем, можно, но для этого нужны существенно большие инвестиции. Поэтому планы по некоторым бизнес-направлениям мы незначительно скоректировали, но расти все равно обязаны.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | Мобильная версия | Подписка на новости  | RSS